(044) 360-68-69
Автотехнические экспертизы
Назад
На главную
 

АВТОТЕХНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ

Отдел автотехнических исследований был создан в 2003 году и за время работы снискал заслуженный авторитет у наших коллег и заказчиков. В настоящее время судебные эксперты и специалисты отдела занимаются проведением исследований обстоятельств ДТП и технического состояния транспортных средств. Кроме того, наиболее востребованными услугами нашей компании в последнее время стали транспортно-трассологические исследования, которые позволяют выявить фальсификацию обстоятельств ДТП, поскольку каждое десятое происшествие имеет все её признаки, даже по самым оптимистичным подсчетам. Кроме того, ежедневно осуществляя деятельность по оценке убытков, нанесенных повреждением транспортных средств, в процессе их осмотра возникает необходимость обоснованно зафиксировать все повреждения, и главное только те, которые относятся к конкретному происшествию. В таких случаях обойтись без специалистов, обладающих знанием транспортной трасологии, практически не возможно. И хотя право осуществлять судебные экспертизы в этой области принадлежит, как ни странно, только нашим коллегам, работающим в государственных экспертных учреждениях, проводить транспортно-трассологические исследования, не имеющие статуса судебной экспертизы, мы можем на законных основаниях. Тем более, что в составе нашего предприятия трудятся опытные специалисты, ранее много лет проработавшие в экспертных учреждениях МВД и МЮ Украины, заслужившие там своей деятельностью высокий авторитет, и ныне уважаемые в этих кругах. Они не только не утратили свои профессиональные навыки, но с опытом и приумножили их, сохранив при этом высокую работоспособность. Практическая работа в экспертных научно-исследовательских учреждениях позволила нашим сотрудникам не только накопить большой опыт работы, но и придать своим исследованиям высокую научную обоснованность.

Вопросы деятельности экспертов-автотехников  в настоящее время стали настолько популярными, что многие участники дорожного движения уже знают в общих чертах, чем занимаются эксперты этой специальности и каков круг решаемых ими вопросов. Тем не менее, имеют место банальные заблуждения.

Вкратце напомним, что эксперт-автотехник не дублирует работу сотрудников Госавтоинспекции.

Это самостоятельная деятельность, связанная с углубленным исследованием обстоятельств дорожно-транспортного происшествия и механизма его развития, а также исследование технического состояния узлов и агрегатов вплоть до решения вопросов о причинах возникновения неисправностей и отказов – аварийных или эксплуатационных, и о наличии причинной связи между неисправностью и наступившим событием рассматриваемого происшествия.

Следует отметить, что автотехнической экспертизой решаются технические аспекты дорожно-транспортного происшествия. Под этим подразумевается исследование дорожно-транспортного происшествия на основе физических законов, без учета психофизиологических особенностей участников происшествия и эмоциональных факторов действующих на участников ДТП.

В процессе исследования эксперт-автотехник, путём анализа предоставленных на исследование исходных данных, устанавливает новые объективные факты и данные, которые могут использоваться в качестве доказательств.

Основанием для производства экспертизы является постановление органа ведущего следствие (либо определение суда) о назначении экспертизы, в которых, как правило, содержатся исходные данные.

Исходные данные, предоставляемые судебному эксперту следователем или судом,  являются основным материалом, базируясь на котором, эксперт формулирует свое заключение. Помимо заданных, часть исходных данных технического характера, эксперт может выбирать самостоятельно с использованием своих специальных познаний на основании рекомендованной методической литературы.

Для производства судебной автотехнической экспертизы в распоряжение эксперта должны быть предоставлены материалы, достаточные для полного и объективного исследования, что как правило, подразумевает предоставление материалов по факту ДТП в полном объеме.

В случае, если орган (лицо), назначившее исследование не может предоставить материалы в полном объеме, то в обязательном порядке должны быть предоставлены следующие материалы, к которым относятся:

Этот перечень может быть дополнен протоколом следственного эксперимента, в случае проведения такового действия.

Основные аспекты проводимых экспертиз.

Экспертиза обстоятельств и механизма ДТП

Предметом автотехнической экспертизы являются фактические данные о техническом состоянии транспортного средства, механизме ДТП, дорожной обстановке на месте происшествия и действиях участников происшествия, а также об обстоятельствах, способствующих возникновению происшествия, которые эксперт-автотехник может исследовать в соответствии со своими специальными познаниями.

В рамках  экспертизы обстоятельств и механизма ДТП исследуются:
1. Обстоятельства, характеризующих механизм ДТП или отдельные его элементы, в целях определения:

  • скорости движения транспортных средств;
  • тормозного и остановочного пути транспортных средств;
  • направление движения транспортных средств;
  • взаимного положения транспортного средства и препятствия в момент, когда водитель ещё имел техническую возможность предотвратить происшествие.
2. Действия участников ДТП в целях установления:
  • как водитель должен был действовать в сложившейся дорожной ситуации с точки зрения безопасности движения;
  • какие именно действия водителя по управлению транспортным средством, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения они предусмотрены;
  • технической возможности у водителя в момент, указанный органом, назначившим экспертизу, совершить действия, предписанные теми или иными пунктами Правил дорожного движения, для предотвращения происшествия;
  • технической возможности у водителя предотвратить ДТП путём снижения скорости движения транспортного средства в определённый органом, назначившим экспертизу, момент, когда водитель должен был и мог предвидеть возникновения опасности для движения;
  • причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению транспортным средством и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учёта объективных закономерностей;
3. Обстановка на месте ДТП для определения:
  • значение параметров и коэффициентов, характеризующих движение транспортных средств и других объектов на месте происшествия (коэффициенты сцепления, замедления, сопротивления качению и т.п.);
  • условий видимости и обзорности с места водителя в условиях, имевших место в момент ДТП по данным о дорожной обстановке и результатам осмотра места происшествия;
    • обстоятельств, относящихся к дорожной обстановке перед ДТП, которые способствовали или могли способствовать его возникновению;
4. Определение технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным органом, назначившим экспертизу, но и полученным экспертом расчётным путём, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своём заключении.

Наиболее общие вопросы при назначении экспертизы обстоятельств и механизма ДТП:

  • Какими требованиями ПДД Украины, в сложившейся дорожной обстановке, должен был руководствоваться водитель ТС?
  • Располагал ли водитель ТС технической возможностью предотвратить наезда (столкновения) с момента возникновения опасности для движения?
  • Чьи действия, с технической точки зрения, в сложившейся дорожной обстановке, находились в причинной связи с созданием аварийной ситуации и наступлением происшествия?

Транспортно-трасологическая экспертиза

Предмет исследования – повреждения транспортных средств, объекты, отделившиеся от ТС в момент ДТП, следы, оставленные ТС на предметах окружающей обстановки места происшествия.

Что устанавливается в рамках транспортно-трасологической экспертизы:

  • идентификация по следам, оставленными ТС, конкретного его экземпляра или установления его типа и модели.
  • установление взаимного расположения ТС в момент столкновения.
  • установление взаимного расположения ТС относительно неподвижных элементов проезжей части дороги.
  • установление места столкновения ТС и места наезда на препятствие.
  • установления механизма образования следов.

Наиболее характерные вопросы при назначении транспортно-трасологической экспертизы:

  • Оставлены ли данные следы (указываются какие) частями ТС, которые выступают?
  • Каким было взаимное расположение ТС в момент столкновения?
  • Каким было взаимное расположение ТС относительно неподвижных элементов проезжей части дороги?
  • На каком месте дороги произошло столкновение( наезд) ТС?
  • Какой механизм образования следов?
  • В каком направлении относительно следовоспринимающей поверхности двигалось ТС?

Экспертиза технического состояния ТС

Объекты исследования экспертизы технического состояния - узлы и механизмы ТС, влияющие на безопасность движения.

Задачи  экспертизы технического состояния ТС:

  • Установления неисправностей ТС, которые угрожали безопасности движения.
  • Установление причины и время их образования.
  • Установления возможности выявления неисправности.
  • Установление степени и механизма влияния неисправности на возникновения и развитие происшествия.

Наиболее характерные вопросы при назначении экспертизы технического состояния ТС:

  • Какие неисправности, исходя из требований ПДД к техническому состоянию ТС, имела система ( механизм, узел, агрегат) данного ТС?
  • Когда, до ДТП или в процессе его развития, возникли данные неисправности?
  • Какая причина отказа данного механизма?
  • Является ли отказ следствием конструктивных недостатков системы или нарушением правил ее эксплуатации?
  • Имел ли водитель возможность выявить неисправность до отказа системы или механизма?
  • Имел ли водитель техническую возможность предотвратить происшествие при наличии данной неисправности?

Новые возможности.

Наряду с вышеуказанными правовыми аспектами производства автотехнической экспертизы необходимо обратить внимание на специализированные технические аспекты производства автотехнической экспертизы.

Применяемая в Украине традиционная методика судебной автотехнической экспертизы была разработана на основе теоретической механики три десятка лет назад и в настоящее время значительно не изменилась. Одним из ключевых параметров движения автотранспортного средства, подлежащим определению экспертным путем, является его скорость, которая, в соответствии с наиболее распространённой методикой, определяется исходя из длины видимого тормозного пути. При этом расчетная скорость может оказаться существенно меньше фактической, что обусловлено существенными пробелами в настоящей методике.  В частности, в традиционной методике отсутствуют статистические значения величин установившегося замедления современных транспортных средств, не учитываются затраты кинетической энергии движущихся транспортных средств на деформацию их конструкций и иных препятствий, а также, во многих случаях, не учитываются потери кинетической энергии на перемещения транспортных средств после столкновения.

В связи с указанными недостатками применяемых методик, для полноты, всесторонности и объективности исследования обстоятельств ДТП экспертная компания «Укравтоэкспертиза» приобрела и освоила сложные программные продукты: «Карат -3», «ПС Краш 7,0» и «ПС Рект». Данные программные продукты были разработаны в Германии на основании проведения многочисленных и дорогостоящих краш-тестов. Указанные программы основаны на импульсных и энергетических моделях столкновения, используют законы сохранения импульса и его момента, и нашли свое широкое применения при исследовании обстоятельств ДТП в странах Западной Европы, США, Бразилии и других развитых стран мира. С недавнего времени начали использоваться при производстве автотехнических экспертиз у соседей Украины: в Росси, Молдавии, Беларуси. В настоящее время в Украине данным программным обеспечением располагает только НИЭКЦ г. Киева и наша компания. В целях повышения квалификационного уровня использования указанных программ в экспертной специальности, а так же в целях обмена опытом, специалисты экспертной компании «Укравтоэкспертиза» прошли обучение в Германии.

С помощью указанных программ производится реконструкция механизма дорожно-транспортного происшествия в динамике в двух или в трёхмерной проекции. Эксперт, вносит в программу исходные данные, предоставленные ему лицом (органом) назначившее, исследование, наблюдает замедленный процесс развития механизма ДТП в динамике на экране монитора. В частности, процесс сближения транспортных средств, пешехода и автомобиля, момент столкновения и положение участников происшествия после контакта. При этом он имеет возможность наблюдать за развитием ситуации с любой точки на схеме и, в частности, из кабин водителей движущихся транспортных средств. Данное обстоятельство является очень важным при ответе на вопрос о технической состоятельности показаний участников происшествия, о механизме ДТП, о месте столкновения, о месте наезда на пешехода. Параллельно с графическим моделированием осуществляется математическое моделирование, благодаря которому эксперт определяет все параметры движения каждого участника в любой точке траектории. Таким образом, эксперт может ответить на вопросы о скорости транспортных средств, могли ли они оказаться в месте, указанном на схеме при заданных скоростях и, какой, в этом случае, должна быть скорость автомобилей, а также могло ли тело пострадавшего оказаться именно в том месте, где было обнаружено. Таким образом, можно проверить состоятельность исходных данных и правильность произведенных экспертом расчетов, что в итоге дает ему право быть уверенным в объективности своих выводов.

Выводы эксперта могут быть оформлены серией компьютерных распечаток масштабной и точной схемы происшествия с учётом развития событий с любым промежутком времени (например, с интервалом 0,3 секунды) с момента появления участников в поле зрения друг друга до полной остановки после контакта.

Кроме того, с целью повышения квалификации экспертов, сотрудники отдела автотехнических исследований постоянно принимают участие в международных конференциях и семинарах посвященных как проблемам автотехнических исследований, так и проблемам развития автотранспортных средств.