(044) 360-68-69

О нарушениях Закона об оценке

Вот уже почти десять лет в нашей стране действует Закон  «Об оценке имущества, имущественных  прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине»  (далее по тексту «Закон»), определяющий правовые основы осуществления оценки и защищающий законные интересы субъектов правоотношений в этой области. С момента принятия Закона достаточно продолжительное время обсуждались вопросы, касающиеся определения ущерба или размера возмещения при повреждении колесных транспортных средств (далее по тексту КТС). Многие из этих вопросов уже разъяснены, и действия участников правоотношений в оценке КТС в основном приведены в соответствие с нормами Закона. Тем не менее, по сей день, цинично и безнаказанно нарушаются некоторые положения Закона, касающиеся порядка определения убытков и размера возмещения при повреждении КТС.

В настоящее время остаются без внимания со стороны контролирующих органов и  в связи с этим уже приняли общегосударственный масштаб следующие нарушения Закона:

  1. Практическая деятельность по оценке имущества при определении убытков и размера возмещения, нанесенного собственнику КТС при его повреждении, осуществляется страховыми компаниями, не являющимися субъектами оценочной деятельности (далее по тексту СОД). При этом оценочные процедуры выполняются либо неквалифицированными сотрудниками компаний, не имеющими квалификационного свидетельства оценщика, либо сотрудниками-оценщиками, не работающими в составе СОД, отчет об оценке не составляется, а размер возмещения определяется на основании неоформленных расчетов. Договор на оценку имущества при этом не заключается.
  2. Привлечение субъектами оценочной деятельности для дистанционного осмотра поврежденных КТС лиц, не имеющих квалификационного свидетельства оценщика, либо оценщиков, не работающих в составе СОД, которые, осмотрев поврежденное КТС, впоследствии не участвуют в дальнейших оценочных процедурах, при этом отчет об оценке составляется и подписывается другими оценщиками.
  3. Уклонение страховыми компаниями от проведения оценки в случаях ее обязательного проведения при определении  убытков и размера возмещения, при наступлении страховых случаев по полисам страхования гражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств, подменяя отчеты об оценке счетами ремонтных организаций.

На практике же часто происходит объединение нарушений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего обращения, в результате чего сотрудники региональных представительств страховых или ассистирующих компаний проводят осмотр КТС и фиксацию его повреждений, а сотрудники головных офисов этих компаний осуществляют расчет размера возмещения. При этом, зачастую, ни те, ни другие работники, не имеют квалификаций оценщика или эксперта, и как правило, не работают в составе СОД. 

Правовое обоснование нарушений, указанных в настоящем обращении заключается в следующем:
по п.1:

В соответствие со ст.4 Закона «практическая деятельность по оценке имущества может осуществляться исключительно субъектами оценочной деятельности». В соответствие со статьей 7 Закона «проведение оценки в случае определения ущерба или размера возмещения»  является обязательным. При этом статья 8 Закона гласит, что «оценка имущества в случаях ее обязательного проведения, выполненная субъектами, не являющимися субъектами оценочной деятельности, признается недействительной», а статья 3 гласит, что «в случаях проведения независимой оценки имущества составляется отчет об оценке имущества». Кроме того,  статья 10 Закона определяет, что основанием для проведения оценки является договор между субъектом оценочной деятельности и заказчиком оценки. При этом из статьи 11 Закона следует, что «заказчиками оценки имущества могут быть лица, которым указанное имущество принадлежит на законных основаниях или у которых имущество находится на законных основаниях, а также те, которые заказывают оценку имущества по поручению указанных лиц».

Таким образом, проанализировав изложенное, становится очевидным, что практическая деятельность страховых компаний по оценке убытков и размера возмещения является незаконной, а учитывая наличие прямой заинтересованности страховой компании в результатах оценки, вряд ли такую оценку можно назвать независимой и объективной.

по пункту 2:

В соответствие со статьёй 3 Закона «оценка имущества – это процесс определения его стоимости … по процедуре, установленной нормативно-правовыми актами, указанными в статье 9»Закона.
При этом из статьи 9 Закона следует, что «методическое регулирование оценки имущества осуществляется в соответствующих нормативно-правовых актах по оценке имущества: …методиках и иных нормативно-правовых актах, разрабатываемых с учетом требований положений (национальных стандартов) и утверждаемых Кабинетом Министров Украины или Фондом государственного имущества Украины».

В настоящее время, нормативно-правовым актом, определяющим порядок оценки КТС, является Методика товароведческой экспертизы и оценки колесных транспортных средств, которая утверждена приказом Министерства юстиции Украины и Фонда государственного имущества Украины от 24.07.2009 года №1335/5/1159 и зарегистрирована в Министерстве юстиции Украины 04.08. 2009г. под №724/16740  (далее по тексту «Методика»).

Абзац второй пункта 5.1 Методики запрещает «определение материального убытка или стоимости КТС без его обследования лично экспертом (оценщиком), который составляет заключение или отчет». Таким образом, этот пункт еще раз проясняет смысл статьи 30 Закона, которая хотя и позволяет оценщику привлекать других специалистов, но при этом не исключает его личного участия во всех оценочных процедурах. Следовательно, действия субъектов оценочной деятельности, которые используют результаты осмотра объекта оценки, выполненного привлеченными специалистами, для последующего составления отчета об оценке другими оценщиками, являются противозаконными.

по пункту 3:

Как уже было отмечено выше, статья 7 Закона гласит, что «проведение оценки в случае определения ущерба или размера возмещения»  является обязательным.  Не малым подспорьем в доказательстве противозаконности действий страховщиков является статья 34 Закона Украины «О страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств», в которой сказано, что страховщик обязан направить к месту нахождения поврежденного КТС эксперта для определения размера убытков.  Очевидно, что понятие «эксперт» не может не учитывать требования действующего Закона  «Об оценке имущества, имущественных  прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине», четко определяющие правовые основы осуществления этой самой оценки и субъектов правоотношений в оценочной деятельности.

Ведущий эксперт-оценщик Украинского Общества оценщиков, аварийный комиссар, член Правления Всеукраинской Ассоциации аварийных комиссаров, судебный эксперт-автотоваровед, член Союза экспертов Украины, директор экспертной компании «Укравтоэкспертиза»  В.А. Старчиков.