(044) 360-68-69

Кто подсчитает ущерб при повреждении автомобиля?

Никто из владельцев транспортных средств не застрахован от неприятностей, связанных с повреждением любимого железного коня. И хотя каждый из нас надеется, что эти беды не коснутся его лично, повреждения все-таки случаются. Причины этих повреждений различны: от банального участия в дорожно-транспортном происшествии (ДТП) до противоправных  действий и стихийных бедствий. Поскольку страхование транспортных средств и гражданской ответственности водителей (ГО) входят в нашу жизнь семимильными шагами, то большинство из нас при  наступлении соответствующего события вспоминает о наличии заветного полиса и отправляется в страховую компанию (СК). И  хотя логика подсказывает, что подсчитать ущерб должен независимый от страховой компании специалист, на практике иногда происходит нечто иное. При этом бывает несколько вариантов:

Вариант 1 (лучший). Страховые компании, серьезно дорожащие своим имиджем, а он, как известно, реально проявляется не в момент страхования, а в период Вашего взаимодействия с ними после наступления страхового случая, направляет Вас в независимую (прежде всего от них) экспертную организацию, которая имеет право заниматься оценочной деятельностью и может надлежащим образом подсчитать ущерб и оформить свой расчет в соответствие с требованиями действующего законодательства.  В этом случае, Вам, скорее всего, повезло, особенно, если Вас направили в солидную организацию, которая также дорожит своей репутацией и по этой причине никогда не пойдет на сговор с целью минимизации выплат с самой страховой компанией. Ни в коем случае не хочу бросить тень на целую армию специалистов – одиночек, но, как правило, именно большие организации, работающие с десятками страховых компаний, по-настоящему заботятся о своей репутации и реально могут позволить себе эту самую независимость.  Эти организации никогда не пойдут на поводу не только у страховых компаний, но и у Вас. Поверьте, именно эта линия поведения и позволяет им выживать и развиваться в сложной конкурентной среде, теряя только небольшую часть недобросовестных страховых компаний, требующих от  оценщика занижения стоимости в его расчетах. При  этом они подсчитают Вам реальную сумму восстановительного ремонта, которой Вам действительно хватит на его проведение, если, конечно, Вас не «разведут» работники авторемонтной мастерской. Одиночкам же, зачастую все-таки приходится выполнять требования страховой организации, дабы не потерять ее расположение и, как следствие, заказы на оценку. В этом случае Вы рискуете получить в расчете серьезное занижение стоимости ущерба, а оценщик и страховая компания потеряют не только Ваше доверие, но доверие Вашего окружения.

Вариант 2 (худший). Страховые компании, движимые желанием не только снизить расходы на возмещение стоимости услуг экспертных организаций, осуществляющих расчет сумм возмещения, но и, как правило, снизить саму величину возмещения, непременно предложат Вам воспользоваться их собственными услугами по расчету суммы ущерба. Ведь, что бы ни пришлось уговаривать несговорчивых братьев экспертов и оценщиков, проще организовать этот «расчет для себя» своими силами. Иногда такие действия вуалируются созданием  собственных, но при этом, якобы независимых субъектов оценочной деятельности, которые на самом деле полностью подконтрольны породившей их страховой компании. Такие карманные оценочные структуры фактически учреждаются либо самими СК, либо их руководителями, либо другими подконтрольными лицами и, как Вы уже понимаете, ни о какой независимости уже не может быть и речи. Чаще всего такие шаги осуществляют компании, не желающие напрямую вступать в конфликт с Законом, поскольку Закон не без оснований запрещает осуществлять оценку при наличии собственной заинтересованности. Другие же СК, пользуясь многолетней практикой безнаказанности нарушения этой нормы Закона, не утруждают себя подобным сокрытием своей оценочной деятельности и осуществляют ее непосредственно на базе своих расчетных центров, призванных всего лишь контролировать расчеты сторонних организаций, поступающие с пакетом документов на выплату. Думаю, что цель, которая оправдывает подобное нарушение закона, несложно усмотреть даже человеку несведущему в страховом бизнесе. В этом случае, работники страховой компании будут использовать целый набор имеющихся в их распоряжении аргументов, что бы Вы ни в коем случае не отправились  за расчетом ущерба «на сторону», ибо понимают, что запретить Вам это не возможно. Как правило, главным аргументом является строгое предупреждение, что при подобной «вольности» Вам никто не компенсирует затраты на оценку ущерба.  Необходимо отметить, что в случае действия полиса страхования гражданской ответственности, эта норма действительно прописана в соответствующем Законе, но только в данном конкретном случае, и только при условии, что страховщик предоставил Вам эксперта в течение трех дней с момента его уведомления о наступлении страхового случая. В противном случае Вы имеете право самостоятельно выбрать экспертную организацию, которая подсчитает Вам ущерб, и при этом страховщик обязан возместить затраты, понесенные Вами для оплаты оценки. Но под «экспертом», законодатель ни в коем случае не подразумевает работника самой страховой компании. К тому – же, необходимо учитывать, что стоимость услуг оценщика, может оказаться не соразмеримо меньше той суммы, которой Вы можете недосчитаться в расчете карманного специалиста, зарплата которого зачастую во многом зависит от исполнения им указаний руководителя СК.

Вариант 3 (уже не редкий). Иногда Ваш автомобиль могут направить сразу в авторемонтную мастерскую, куда впоследствии СК перечислит деньги за выполненный ремонт. Этот вариант будет неплох для Вас только в том случае, если выбранная компанией автомастерская сможет реально обеспечить качество этого ремонта, на которое, кстати,  может повлиять и сумма, оставшаяся в кассе мастерской после выполнения всех взаимных обязательств. Этот вариант используется не часто, как правило, только при страховании нового автомобиля в случае, если повреждение произошло по Вашей вине. Если же имеется реальный виновник происшествия, то для обеспечения возможности потребовать с него регрессного возмещения выплаченных Вам средств, страховой компании все-таки потребуется официальный документ, подтверждающий эту сумму. Кроме того, если у Вас автомобиль до происшествия не имел ни каких повреждений, то Вы вправе самостоятельно требовать с виновника возмещения такой весомой части ущерба, как утрата товарной стоимости, которую в большинстве случаев страховая компания не возмещает и, которую не посчитают в автомастерской. Необходимо отметить еще один фактор, заставляющий СК отказаться от этого варианта. Многолетний опыт говорит о том, что заинтересованность автомастерских в увеличении объемов услуг, предоставляемых владельцу конкретного автомобиля, очень часто приводит к включению в сумму ремонта стоимости целого ряда работ и запчастей, не имеющих отношения к страховому событию. Так же часты случаи принятия необоснованных решений о замене либо неповрежденных, либо, требующих всего лишь незначительного ремонта  деталей, что приводит к существенному завышению стоимости ремонта.

Думаю, что прочитав эту статью, читатель уже не будет нуждаться в советах, как ему поступить. Как показывает накопленный за многие годы опыт, компетентные и думающие сотрудники страховых компаний, вынужденные выполнять указания внутренних инструкций, никогда не станут упорно препятствовать в выборе Вами экспертной организации (за исключением оговоренного нами случая страхования ГО), если увидят Вашу осведомленность о своих правах.  Напоследок хочу привести еще один аргумент с целью правильного принятия решения. Любые споры о величине возмещения проще осуществлять, имея при себе официальный и имеющий юридическую силу документ, подтверждающий сумму ущерба, под которым стоит подпись специалиста, несущего ответственность за объективность приведенного расчета.

Аварийный комиссар, ведущий эксперт-оценщик Украинского общества оценщиков, судебный эксперт-автотоваровед, инженер-механик автомобильного транспорта, директор экспертной компании «Укравтоэкспертиза» (г. Севастополь) Вадим Старчиков.